Раньше в кино дарили подарки и устраивали посиделки.
Кино всегда было зеркалом общества, отражая настроения времени через образы героев, их поступки и даже такие мелочи, как еда и подарки. В этом контексте интересно проследить, как изменялись романтические сцены с участием еды и съедобных презентов в советском и российском кинематографе последних десятилетий XX века и начала XXI века. Давайте рассмотрим этот процесс на примерах известных фильмов и сериалов.
В эпоху позднего СССР, когда романтическая линия часто была тесно связана с бытовыми реалиями, еда становилась символом простого человеческого счастья. В советских картинах в качестве подарков преподносились не только заурядные, но популярные в то время коробки конфет, но также другие продукты, являющиеся дефицитом того времени, например, банка консервы или палка копченой колбасы. Это ярко просматривается в ленте «Москва слезам не верит».
При этом на стол всегда подавали все, что было в этот момент доступно. Еда играла роль утешения и сближения, а не роскоши. Романтическое свидание могло состояться и за совсем скромным столом с простыми блюдами — вареники, картошка, чай. Это символизировало теплоту отношений, наполненных искренностью.
Кроме того, определенной отличающей эту кинокулинарную эпоху чертой была верность пословице, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Этот момент особенно заметен в киношедевре «Самая обаятельная и привлекательная». Он как раз подчеркивает искреннюю заботу о любимом человеке, которая ценится больше, чем дорогие деликатесы.
А в конце фильма «Любовь и голуби» героиня и вовсе счастлива обществу своего непутевого мужа и даже готова употреблять с ним горячительное с немудреной закуской или вообще без таковой якобы с целью согреться. Но на самом деле она уже и так согрета — его любовью.
В 1990-е годы, когда страна переживала значительные социальные перемены, в кино начали появляться новые мотивы. Это принесло с собой изменение эстетических стандартов и культурных предпочтений. Фильм «Зимняя вишня» отражает эти перемены. Герои уже редко собираются с задушевными посиделками дома. Теперь они встречаются в ресторанах и кабаках и заказывают изысканные блюда и напитки. Еда здесь уже не просто средство утоления голода, но и способ показать статус и благополучие.
Подарки также становятся более значимыми. Это не коробка конфет и букет цветов, а целый продуктовый набор дорогущих деликатесов. Но чаще уже совсем материальные блага. Такое явление заметно в фильме «Принцесса на бобах», где главный герой буквально пытается купить героиню за вкусную еду в том числе. В сериале «Бригада» разбогатевший Белов делает то же самое со своей будущей женой.
В фильмах и сериалах 2000-х годов появляются романтические столы со свечами и бокалами вина. Разговорам по душам уделяется все меньше времени, давая простор для постельных сцен. Именно тут можно отследить зарождение немудренного завтрака в постель.
Герои чаще вместе ужинают в ресторане, на улице, реже дома — но теперь это становится своего рода прелюдией. Подарки приобретают более практичное значение, хотя к еде это уже не имеет никакого отношения.